О психологической подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации

Чем ближе время выпускных экзаменов, тем меньше у всех остается часов для подготовки, зато растет напряжение, перегрузки и иррациональный страх перед будущим у учащихся, педагогов и руководителей образовательных организаций. И если вовремя оценить глобальность и реальность встающих задач, то можно эффективно спланировать необходимую деятельность, рационально распределить нагрузку, выработать оптимальную систему ежедневной работы, которая непременно принесет успех.

Введение единого государственного экзамена стало для старшеклассников не просто еще одним дополнительным стрессовым фактором, но и основным в формировании тревожности в целом. Это объясняется спецификой процесса подготовки к ГИА, которая проявляется в том, что наряду с увеличением объема учебной нагрузки (интенсификация предметной подготовки на уроках, посещение дополнительных занятий с репетитором, самостоятельная подготовка вне занятий и т. д.) увеличивается и психоэмоциональная нагрузка старшеклассников, обусловленная несколькими факторами.

Повышение уровня тревожности и беспокойства старшеклассников наиболее ярко прослеживается в межэкзаменационный период, для которого характерно томительное ожидание результатов пройденного экзамена («состояние неизвестности») и напряженная подготовка к следующему экзамену.

Именно поэтому в сложившейся ситуации большое значение имеет психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к итоговым экзаменам ведется образовательными организациями по трем основным направлениям: работа с учениками, педагогами и родителями.

Все педагоги-психологи образовательных организаций ведут работу согласно разработанным в начале учебного года планам. Проанализировав отчеты по данному вопросу, сделаны следующие выводы.

1. Диагностическая деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ осуществлялась с целью раннего выявления нарушений в сфере интеллекта и личности.  Выявление нарушений в интеллектуально-личностной сфере задолго до экзамена помогает   скорректировать образовательный маршрут и определить оптимальные условия обучения выпускников. Специалисты ознакомили с результатами диагностики учителей-предметников, родителей и самих учащихся. Всем даны рекомендации.

2. Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая)  в течение года ведется по трём основным направлениям:

-Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;

-Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;

-Развития произвольности, навыков  самоорганизации и самоконтроля.

   В систему  коррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к ЕГЭ включены занятия по обучению способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения « Стресс, релаксация, фрустрация»; «Повышение сопротивляемости стрессу»; «Актуализация внутренних ресурсов».

3. Психологическое просвещение и образование направлено  на формирование психологической культуры.

   Для выпускников в течение года проводятся занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой». На занятиях обсуждаются вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить  план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы запоминания, методы релаксации и активизации, приемы снижения экзаменационной тревожности,  как организовать день накануне экзамена, настроить  своих мысли  на успех,  как  вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ЕГЭ.

   Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускников, является ознакомление родителей со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.

   Распространены рекомендации для учителей «Как помочь учащимся в период подготовки к экзамену в форме ЕГЭ», учащимся « Как лучше подготовиться к ЕГЭ», родителям «Как помочь ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации».

   Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги.

   Проводятся индивидуальные консультации по возникшим проблемам, связанным со сдачей экзаменов, и по способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ЕГЭ.

   Оформлены стенды в холле образовательных организаций «Единый государственный экзамен».

   Те образовательные организации, которые не укомплектованы педагогами-психологами, информационно-методический отдел обеспечил методическими рекомендациями «Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации», разработанными ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования». Классные руководители вправе использовать (в рамках своей компетенции) в работе только главу 6 «Информационная поддержка учащихся, учителей и родителей при подготовке к государственной итоговой аттестации» в виде памяток или буклетов.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика