Формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения

Тема патриотизма актуальна не только для Нефтекумского района, но и для всех россиян. Хотелось бы вспомнить слова Владимира Владимировича Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодёжи в Краснодаре : «В современном мире дети учатся не только в школе. От того, что они видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом» .

Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно « пробудить», потому что оно есть, живет в каждом сердце. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Что же такое гражданско- патриотическое воспитание? Это формирование у молодого поколения качеств гражданина - патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, кто защищает наше Отечество. Таким образом, основной задачей нашей образовательной организации является создание условий для воспитания личности, способной себя максимально реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе. Гражданственность и патриотизм включают в себя не только военно- патриотическое воспитание, но и художественную, экологическую, туристско - краеведческую, трудовую, спортивно - оздоровительную направленность. В нашей школе работает кружок декоративно- прикладного искусства, туристический кружок « Взор», военно- патриотический клуб

«Защитник Отечества», в этом году к сороколетнему   юбилею школы, были открыты залы трудовой и боевой славы.

Прививать молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству- вот принципы воспитания педагогов нашей школы. Формирование патриотизма мы начинаем с начальной школы, учитывая возрастные особенности обучающихся.В нашей образовательной организации накануне праздника Дня Победы проводится традиционный смотр- конкурс песни и строя, конкурсы рисунков « Никто не забыт и ничто не забыто», участниками которых являются учащиеся 2-8 классов. В Зале Боевой Славы проводятся Уроки Мужества, литературно –музыкальные композиции « Спасибо деду за победу», « Кто сказал, что можно бросить песню на войне?» для учащихся 5-11 классов.

Важным условием в реализации задач по патриотическому воспитанию является взаимодействие с организацией ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных сил: волонтерами из числа учащихся 8-11 классов нашей школы проводится акция « Ветеран живет рядом».

В тесном сотрудничестве с военным комиссариатом, воинской частью г. Буденновска и районными правоохранительными органами. ежегодно, в мае, юноши 10 классов района проходят 5-тидневные учебно- полевые сборы, где они не только знакомятся с основами военной службы, но и могут увидеть своих знакомых ребят, преподавателей в другой обстановке, на службе, выполняющих серьезную мужскую работу, ведь воспитание не словами, а делом и дает наилучший результат. В 2017-2018 учебном году учебно- полевые сборы проходили на базе школы №7 с. Озек-Суат и воинской части г.Буденновска . Юноши упражнялись в меткости стрельбы по мишеням, знакомились с бытом военнослужащих, боевой техникой и вооружением. От имени преподавателей ОБЖ, юношей 10-х классов района хочу поблагодарить директора школы Рамазанова Тоймухамета Оразалиевича за помощь в проведении учебных сборов.

Одним из важнейших аспектов военно- патриотического воспитания является военно- прикладная физическая подготовка граждан , способствующая готовности юношей к защите Отечества. Активное участие в районных соревнованиях по пулевой стрельбе, спортивномуориентированию, военно- спортивной игре « Зарница», Спартакиаде допризывной молодежи, соревнованиях по программе «Школа выживания». позволяло учащимся нашего района неоднократно становиться победителями и призерами краевых финалов , в частности Спартакиады допризывной молодежи. Это команды школ № 3, 9, 10, 13, 15, 16.

По традиции на высоком уровне проводятся мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: организовано шефство над памятниками павшим воинам, в школах района работают Залы Боевой Славы, проводятся мемориальные акции « Свеча памяти», « Вахта памяти», уроки Мужества.

Особую роль в воспитании патриотизма играет семья. Пример родителей, старшего поколения , гордость за их отвагу и доблесть позволяет осознать каждому свою принадлежность к судьбе Отечества, с гордостью относиться к светлым событиям и славным историческим победам. Акция «Бессмертный полк» приумножила традиции, которые сложились за многие годы в стенах нашей школы и в каждой семье.

Выпускники - это лицо школы, ее успехи, гордость и слава. И не случайно многие из них связывают свою жизнь с армией, поступая в военные учебные заведения, на службу по контракту, вузы МЧС и ФСБ , 54 выпускника только нашей школы стали офицерами Вооруженных сил России и достойно выполняют свой долг по защите Родины.

В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первым названо: воспитание патриотов России гражданско- правового , демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Актуальность патриотизма и его необходимость во все времена очень точно выразил известный русский педагог и общественный деятель Л.В. Вахтеров:

«Любовь к Родине - это потребность всякого здорового сердца».

Несмотря на то, что патриотическое воспитание формируется на уроках истории, литературы, обществознания, курс ОБЖ занимает главенствующее место в патриотическом воспитании учащихся. В связи с этим считаю основной целью педагогической деятельности  является создание условий для формирования гражданина- патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ. В моем понимании преподаватель – организатор ОБЖ- не просто предметник, а прежде всего воспитатель, играющий важную роль в формировании личностных качеств обучающихся. Воспитательная функция школы, и, в частности, учителя постоянно возрастает. Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что задача педагогов не только обеспечить счастливое детство, но и всю последующую жизнь, в которой может случиться всякое. Как укрепить здоровье ребенка? Как уберечь его от вредных привычек? Как обезопасить от криминальных проявлений в обществе? Как подготовить к службе в армии? Как защитить от опасности? Вот главные вопросы, которые волнуют школу, педагогов и родителей. И важное место в решении этих проблем отводится курсу « Основы безопасности жизнедеятельности».Я считаю, что в самых обычных бытовых обстоятельствах, на любом уроке, каждый педагог должен уметь и хотеть дать детям частичку гордости за свою страну, привить внутреннюю потребность к дисциплине, к созиданию. Мы должны помимо предметных результатов, добиваться и личностных результатов, это и есть воспитательная задача урока. Заслугой любого педагога явилось бы пробуждение потребности служить своей стране в качестве врачей, спасателей, инженеров, учителей и всех других специальностей и профессий с пониманием того, что какое бы место человек не занимал, он чувствовал бы свой вклад в укрепление нашего общества, нашего государства. Итогом обучения в школе должно быть понимание выпускниками, что они нужны своей стране и страна нужна им. Понимание этого учениками и будет достижением школы в воспитании патриотизма.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика