Роль методических объединений в организации методической работы в школ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

rol2020112002

Заместитель директора по УВР МКОУ СОШ №15 а. Махмуд-Мектеб Кокозова Ф.М. 2020г

Роль методических объединений в организации методической работы в школе                        

Важной структурой, организующей методическую работу учителей – предметников в школе, является ШМО. Оно способствует повышению профессиональной мотивации методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Определяющим фактором успешности процесса обучения, безусловно, является педагогическое мастерство учителя, его профессионализм, личность самого педагога. Учителя осознают потребность и необходимость постоянного повышения уровня своей собственной педагогической компетенции.

Методическая тема школы на 2020-2025 гг: «Профессионально-личностный рост педагога, как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях ФГОС»

Важными звеньями в структуре методической службы школы являются школьные методические объединения.  В школе работает 5 школьных методических объединений:

Руководители МО школы: 

-  Кошенова Газиме Анваровна – руководитель МО учителей русского языка и литературы

-  Хаджибекова Халима Джахваровна - руководитель МО учителей математического цикла

-  Кельдигазиева Джантотай Шабановна - руководитель МО учителей гуманитарного цикла

-  Шаникеева канитат Мустафаевна – руководитель МО учителей начальных классов

-  Аджигулов Юсуп Джахварович – руководитель МО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ

   Вработе школьных методических объединений основное внимание уделяетсявопросам качества образования. Рассматриваются вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий, обсуждаются методы и приемы подготовки учащихся к всероссийским проверочным работам, государственной итоговой аттестации, олимпиадам и конкурсам.

Темы, над которыми работают МО и темы самообразования учителей созвучны общей методической теме школы.

Заседания методических объединений проводятся, как правило, раз в четверть. Однако их деятельность не сводится только к проведению заседаний. Она носит постоянный характер и нацелена на оказание конкретной помощи педагогу в подготовке и проведении урока или воспитательного мероприятия.

Направлениями работы методических объединений являются:

•   изучение педагогами вопросов теории препода­ваемого предмета, овладение его научной методологией;

•   ознакомление учителей с новыми программами и учебниками, выделение их особенностей и требований;

•   углубленное изучение педагогами методики пре­подавания учебного предмета;

•   опережающее рассмотрение вопросов методики изучения наиболее сложных разделов программы с демонстрацией открытых уроков, подготовленных опытными учителями, которые могут сделать методические разработки уроков по «трудным» темам;

•   изучение возрастной и педагогической психологии, психолого-педагогических особенностей обучающихся разных возрастных групп;

•   информирование педагогов о новых книгах по предмету, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике работы учителя;

•   овладение педагогами методиками, ориентированными на систематическое изучение состояния знаний, умений и навыков учащихся по предмету;

•   организация внеклассной и внешкольной работы обучающихся по предмету.

Формы методической работы

  • 1. Тематические педагогические советы.

  • 2. Методический совет

  • 3. Заседания методического объединения.

  • 4. Работа учителей над темами самообразования.

  • 5. Открытые уроки, их анализ.

  • 6. Взаимопосещение и анализ уроков.

  • 7. Предметные недели

  • 8. Педагогический мониторинг.

  • 9. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю. Оформление стендов «Методическая работа», «Оформление документации», «Аттестация педагогических кадров», « Уголок по охране труда»

  • 11. Теоретический семинар

  • 12. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

  • 13. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

  • 14. Аттестация педагогических кадров.

Организация работы методического объединения

     Общее руководство работой всех методических объединений образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе. На него возлагается ответственность за организацию деятельности методического объединения, которая включает в себя:

  • составление планов работы МО;

  • рассмотрение и утверждение календарно-тематических планов учителей;

  • руководство подготовкой и обсуждением открытых уроков;

  • организацию работы по учебно-программному и методическому обеспечению проведения занятий;

  • руководство разработкой материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся и ито­говой аттестации выпускников школы по предме­там, курируемым данным методическим объединением;

  • организацию контроля качества проводимых членами методического объединения уроков и мероприятий;

  • анализ работы методического объединения.

Каждое методическое объединение в соответствии с номенклатурой дел образовательного учреждения ведет следующую документацию:

  • план работы МО на учебный год и перспективный план работы;

  • контрольные экземпляры всей действующей учебно-методической документации, входящей в круг деятельности объединения;

  • протоколы заседаний, решения, отчеты и другие документы, отражающие деятельность объединения.

  • Необходимость ведения иной документации определяется объединением самостоятельно.

   Методическая работа с учителями приобретает особое значение, так как сейчас в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы, практикуется обучение педагогов навыкам самообразования. В связи с этим возрастает роль школьных методических объединений как центров, обеспечивающих организацию систематической, планомерной работы, позволяющей учителю заниматься коллективной творческой деятельностью, самосовершенствоваться по одной из узких, обозначенных самим педагогом тем.

      Основные задачи методического объединения следующие:

1.     Совершенствование работы общеобразовательной школы по реализации ФГОС в образовании;

2.     Создание образовательной среды в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами;

3.     Обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации в условиях новых образовательных программ ФГОС основного общего и среднего образования;

4.     Направление основных усилий МО на формировании научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, поступления в учебные заведения.

5.     Внедрение опыта творчески работающих учителей через мастер-классы, обучающие семинары;

6.     Совершенствование педагогического мастерства учителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Работа с молодыми кадрами

С целью совершенствования профессионально-значимых личностных качеств молодого специалиста, развития педагогического творчества в школе за  молодыми специалистами и вновь прибывшими педагогами закреплены  наставники, разработаны индивидуальные планы работы.

– обеспечить постепенное вовлечение молодого специалиста  во все сферы профессиональной педагогической деятельности;

–  формировать и воспитывать потребность в непрерывном саморазвитии, самосовершенствовании.

·         оказание помощи молодому специалисту при адаптации в педагогическом, ученическом и родительском коллективах;

·         повышение уровня профессиональной подготовки, совершенствование профессионально-значимых  личных качеств молодого специалиста;

·         обеспечение  освоения современными образовательными технологиями;

·         проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;

·         создание условий для саморазвития;

·         оказание психологической поддержки, практической и методической помощи.

Наставниками и педагогом-психологом  при работе с молодыми специалистами рассматриваются вопросы развития кадрового потенциала педагога, психолого-педагогические основы введения ФГОС, приемы работы с детьми, имеющими проблемы в общении и обучении, обсуждаются вопросы профессиональной карьеры и имиджа педагога.

Сетевые сообщества и обобщение опыта

Большинство педагогов имеют персональные сайты, общаются  в социальных сетях, имеют электронную почту, обучаются дистанционно, используя Интернет, участвуют в вебинарах и онлайн-конференциях, создают собственные презентации, различные материалы, в том числе тестовые. Особенно популярны среди педагогов сайты: (Ссылка), (Ссылка),  (Ссылка),  (Ссылка) .

Сетевые сообщества также используются педагогами в целях обобщения опыта работы. На сайтах педагогических сообществ возможно не только участие в конкурсных мероприятиях, обучение педагогов, но также, что немаловажно, представление собственного опыта работы на общественное рассмотрение и обсуждение.

Все педагоги  активно включены в педагогическую деятельность по разным направлениям. Они активно участвуют в  вебинарах, семинарах, конференциях разного уровня, повышая профессиональный уровень, совершенствуя профессиональные компетенции, делясь своим опытом.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика