Организация внеурочной деятельности по вопросам решения задач по ГО и ЧС
- Подробности
- Опубликовано: 20.11.2020 12:58
- Просмотров: 606
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
Преподаватель – организатор ОБЖ
Кокозов А.К.
а. Махмуд-Мектеб
2020г
Организация внеурочной деятельности
по вопросам решения задач ГО и ЧС
Мир, в котором мы живём, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоим его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумеем подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определённых правил поможет нам и в том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав её, сможем определить верные способы своего поведения.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Целью предмета Основы безопасности жизнедеятельности является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.
Процесс обучения в школе - главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли, чувства. Именно на уроке и во внеурочной работе по предмету испытывается и развивается глубокий и многосторонний интерес к знаниям.
Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но развивать в нём потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь: добытое лично - добыто на всю жизнь.
Внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД, пожарной охраны и медицинскими работниками.
Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения и др.
Эффективными итоговыми массовыми формами организации учебной и внеклассной деятельности учащихся могут быть эстафеты, конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.
Внеклассная работа по ОБЖ решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
- расширение мировоззрения учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетики;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.
Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ -- обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания -- воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа.
Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:
- повышение качества знаний и умений школьников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся:
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; - повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры школьников.
Кружки. Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. Кружки по содержанию можно разделить на группы:
1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению предмета ОБЖ, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определённым вопросам (первая медицинская помощь, ориентирование на местности и т.д.). 4. Кружки, посвящённые специальным вопросам ОБЖ, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела ОБЖ .
Олимпиады. Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов в области безопасности.
Викторины и игры по ОБЖ. Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения курса ОБЖ. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
Предметная неделя по ОБЖ. Неделя ОБЖ в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д. Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у учащихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии, связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОЧС, ГИБДД и др.) воспитание любви к своей Родине. В предметную неделю включают следующие мероприятия:
- подготовку и оформление плана проведения недели;
- подготовку и проведение дня ОБЖ в каждом классе;
- конкурс рефератов по ОБЖ;
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
2. Организация внеурочной деятельности по предмету ОБЖ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Таким образом, реализация требований ФГОС, основных образовательных программ общего образования и программ внеурочной деятельности, обеспечит формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности и усвоение азов обеспечения комплексной безопасности общества и государства.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
Что может вызвать интерес у обучающихся к предмету ОБЖ? Наверное, в первую очередь это личность педагога. Его профессионально-личностные качества, целеустремленность, умение ориентироваться в учебном материале, умеющий использовать современные образовательные технологии, формы и методы обучения, постоянно повышающий свою профессиональную компетентность. Интерес - это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. Результаты внеурочной деятельности на уровне округа и города, так же являются показателем интереса к предмету, учащиеся с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Есть и высокие показатели учащихся в различных направлениях внеурочной деятельности. Одним из доступных и эффективных путей повышения мотивации и интереса к предмету ОБЖ, является организация внеурочной деятельности.
Внеурочная работа в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей, она представляет систему организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, являющихся составляющим звеном воспитательной работы школы. Внеурочная работа направлена на физическое и духовное становление личности ребёнка.
Если проводить внеурочную работу в соответствии с методикой проведения основных форм, то повышается интерес учащихся в процессе обучения ОБЖ.
Внеурочная работа должна иметь, с одной стороны, высокую педагогическую культуру организации свободного времени детей, а с другой - формировать у подростов индивидуальную личностную культуру, способствовать интенсивному включению их в насыщенную по своим темпам и ритмам жизнь современного общества.
В конечном итоге, какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения.