Требования предъявляемые к современному уроку ОБЖ в условиях реализации ФГОС
- Подробности
- Опубликовано: 20.11.2020 13:01
- Просмотров: 288
Требования к современному уроку Основы безопасности жизнедеятельности по ФГОС
Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку.
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет преподавателю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют преподавателя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем преподаватель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность преподавателя направляется требованиями к структуре урока.
Урок – это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.
На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
Требования к структуре говорят о необходимости:
1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения).
2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом).
3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками.
4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала.
5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
7.Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:
1. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке).
3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.
4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.
5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.
Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:
- урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;
-обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;
- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;
- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;
- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.
3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические:
- чёткое определение места урока среди других уроков;
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;
- учёт принципов целостного педагогического процесса;
выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие:
- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;
- воспитание нравственных качеств личности;
- развитие познавательного интереса и мотивов;
- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;
- развитие творческих способностей;
- создание проблемной ситуации.
У учителей технологов
3. Организационные:
- наличие продуманного плана проведения урока;
- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);
- создание рабочей дисциплины;
- использование средств обучения и информационных технологий;
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
1.7 Опыт коллег преподавателей организаторов ОБЖ по организации современного урока
Изучив и проанализировав опыт коллег педагогического сообщества, я пришла к мнению, меняется подход к современному уроку Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала
технологии его подачи .
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Многие коллеги говорят о плюсах и минусах традиционного урока.
плюсы |
минусы |
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. |
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель. |
Всю жизнь проводили |
|
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. |
Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. |
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. |
Все нормы четко расписаны, легковыполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. |
Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. |
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя. |
Вопрос типологии уроков остается открытым до сих пор, многие учителя считают может не стоит уходить от традиционных типов урока, а лишь добавить новые формы обучения. Да несомненно нетрадиционные уроки очень зрелищные , яркие надолго остаются в памяти у детей, но знаний больше дают именно уроки проводимые в традиционной форме.