Требования предъявляемые к современному уроку ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Требования к современному уроку Основы безопасности жизнедеятельности по ФГОС

Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку.

 В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет преподавателю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют преподавателя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет аморфным, случайным. Затем преподаватель определяет наиболее оптимальный тип урока для достижения целей, тщательно продумывает, где и какими средствами он планирует выполнить поставленные цели. Такое стратегическое планирование принципиально необходимо. Эта деятельность преподавателя направляется требованиями к структуре урока.

Урок – это видимая часть работы учителя. Ей предшествует большая  подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения.

На одном уроке решается множество разнообразных задач, но на одном уроке все перечисленные требования не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.

Требования к структуре говорят о необходимости:

1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения).

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом).

3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками.

4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала.

5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.

7.Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ  на уроке).

3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.

4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:

- урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;

-обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;

- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся   к учению, ориентировать их в выборе профессии;

- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;

- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).

4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические:

- чёткое определение места урока среди других уроков;

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;

- учёт принципов целостного педагогического процесса;

 выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;

- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие:

- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;

- воспитание нравственных качеств личности;

- развитие познавательного интереса и мотивов;

- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;

- развитие творческих способностей;

- создание проблемной ситуации.

У учителей технологов

3. Организационные:                                                                                             

- наличие продуманного плана проведения урока;

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);

- создание рабочей дисциплины;

- использование средств обучения и информационных технологий;

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

1.7 Опыт коллег преподавателей организаторов ОБЖ по организации современного урока

Изучив и проанализировав опыт коллег педагогического сообщества, я пришла к мнению, меняется подход к современному уроку Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала

технологии его подачи .

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Многие коллеги говорят о плюсах и минусах традиционного урока.

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Всю жизнь проводили

 

Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легковыполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

 

 

 

 

 

 

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Вопрос типологии уроков остается открытым до сих пор, многие учителя считают может не стоит уходить от традиционных типов урока, а лишь добавить новые формы обучения. Да несомненно нетрадиционные уроки очень зрелищные , яркие надолго остаются в памяти у детей, но знаний больше дают именно уроки проводимые в традиционной форме.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика