Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)

Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого- педагогические условия).

Качество образовательных условий дошкольного образования определяется по трём составляющим: кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда и психолого-педагогические условия. Оценка и отслеживание данных составляющих образовательных условий позволяют прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения в области кадровой политики, развития методической службы и оснащенности образовательных организаций.

Кадровые условия.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, оцениваются:

  • обеспеченность ДОО педагогическими кадрами и учебно- вспомогательным персоналом;
  • наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности);
  • уровень квалификации педагогов по результатам аттестации;
  • своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОО;
  • нагрузка на педагогов.

Оценка и отслеживание динамики обеспеченности ДОО педагогическими кадрами (3.1.*) позволяет прогнозировать качество дошкольного образования, т.к. именно педагоги являются его ключевым ресурсом. Приближение доли работающих в ДОО педагогов к 100 % относительно количества педагогов, предусмотренных штатными расписаниям ДОО, позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в городе Нефтекумске признавая её эффективной. Сохранение (в случае значения 80 % и меньше) или уменьшение значения данного показателя требуют анализа причин, обуславливающих эти тенденции, и внесение изменений в региональную кадровую политику, предусматривающие повышение привлекательности педагогической деятельности в ДОО.

Качество    дошкольного     образования     во     многом     зависит     и от обеспеченности ДОО учебно-вспомогательным персоналом (3.2.*), т.к. реализация программы дошкольного образования предполагает включенность в этот процесс помощников воспитателей, которые относятся к учебно-вспомогательному персоналу, кроме того, если эти должности остаются вакантными, то их обязанности делегируются педагогом, что снижает качество дошкольного образования. Приближение доли работающих в ДОО помощников воспитателей к 100 % относительно количества персонала, предусмотренного штатными расписаниям ДОО, позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в городе, признавая её эффективной. Сохранение (в случае значения 80 % и меньше) или уменьшение значения данного показателя требуют анализа причин, обуславливающих эти тенденции, и внесение изменений в муниципальную кадровую политику, предусматривающие повышение привлекательности деятельности учебно- вспомогательного персонала в ДОО.

Существенное влияние на качество дошкольного образования оказывает наличие у педагогов высшего образования (3.3.*) (по профилю деятельности) и своевременность получения дополнительного профессионального        образования         (повышения         квалификации) педагогическими работниками и руководителями ДОО (3.4.*). Оценка и отслеживание динамики этих показателей позволяет прогнозировать изменение качества дошкольного образования в зависимости от направления тенденции: увеличение доли педагогов, имеющих высшее профильное образование, увеличение доли педагогов и руководителей ДОО, своевременно получающих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации), будет способствовать повышению, а сохранение или уменьшение – снижению качества дошкольного образования. Выявленная тенденция становится основой для принятия управленческих решений по сохранению или изменению деятельности, направленной на мотивирование педагогов ДОО получать высшее (профильное) образование, созданию организационных условий для своевременного получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Аттестация педагогических работников является одним из механизмов, стимулирующих качество образовательной деятельности. Присвоение первой (3.5.*) или высшей квалификационной категории (3.6.*) педагогам выступает одним из индикаторов качества образования. Оценка и отслеживание динамики доли педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию, позволяет делать выводы об изменениях качества дошкольного образования в зависимости от направления тенденции: увеличение доли педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, является одним из признаков его повышения, а уменьшение – снижения качества дошкольного образования.

Важным условием обеспечения качества дошкольного образования является нагрузка на педагогов(3.7.*), которая понимается как соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов в ДОО. В настоящее время нагрузка для педагогов регламентируется только количеством рабочих часов в неделю (36), при этом не регламентируется, с каким количеством воспитанников должна осуществляться педагогическая деятельность. Не вызывает сомнения, что увеличение количества воспитанников на одного педагога, приводит к снижению качества дошкольного образования. Этот показатель также можно рассматривать в виде индикатора, отслеживание которого позволяет определять направленность динамики и делать вывод о повышении или снижении качества дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) в ДОО, оцениваются ее соответствие пунктом 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования:

  • содержательная насыщенность среды;
  • трансформируемость пространства;
  • полифункциональность материалов;
  • вариативность среды;
  • доступность среды;
  • безопасность предметно-пространственной среды.

Полностью подтвержденным показатель «Содержательная насыщенность среды» (3.8.*) оценивается при условии, если образовательное пространство ДОО и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря   (в   здании   и   на   участке)   обеспечивают (в соответствии со спецификой программы):

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Полностью подтвержденным показатель «Трансформируемость пространства» (3.9.*) оценивается при условии, если существует возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полностью подтвержденным показатель «Полифункциональность материалов» (3.10.*) оценивается при условии, если:

существует возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

в помещениях возрастных групп и на участке ДОО имеются полифункциональные (не обладающих жестко закрепленным способомупотребления) предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Полностью подтвержденным   показатель   «Вариативность   среды»

(3.11.*) оценивается при условии, если:

в помещениях и на участке ДОО имеются различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;

обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Полностью   подтвержденным    показатель    «Доступность    среды»

(3.12.*) оценивается при условии, если

обеспечивается доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при их наличии в ДОО), всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов (при их наличии в ДОО), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

обеспечивается исправность и сохранность материалов и оборудования.

Полностью подтвержденным показатель «Безопасность предметно- пространственной среды» (3.13.*) оценивается при условии, если все элементы РППС обеспечивают надежность и безопасность (физическую и психологическую) их использования.

При оценке РППС важно руководствоваться положением пункта 3.3.5 ФГОС ДО о том, что ДОО самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

При неполном соответствии РППС требованиям ФГОС ДО в экспертном заключении отмечают, какие именно необходимо внести изменения в оснащении РППС или развитии профессиональных компетентностей педагогов, обеспечивающих использование возможностей РППС в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия.

В качестве муниципальных показателей, характеризующих психолого- педагогические условия в ДОО, оценивается их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;
  • поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Полностью подтвержденным показатель «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки» (3.14.*) оценивается, если педагоги при обращении к детям используют имена, проявляют внимание к настроению, желаниям и мнениям детей, отмечают их достижения, пользуются чаще поощрением, оценки относятся к действиям (а не к личности).

Полностью подтвержденным показатель «Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности» (3.15.*) оценивается при условии, если педагоги проявляют уважение ко всем детям, обращают внимание детей на эмоциональное состояние друг друга, обучают способам взаимодействия, в том числе способам решения конфликтов.

Полностью подтвержденным показатель «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (3.16.*) оценивается при условии, если педагоги оказывают недирективную помощь детям, предоставляют возможность для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Полностью подтвержденным показатель «Защита детей от всех форм физического и психического насилия» (3.17.*) оценивается при условии, если дети находятся в поле зрения педагогов, педагоги не ограничивают естественный шум в группе, не используют методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка, адекватно реагируют на жалобы детей, в ДОО осуществляется профилактика профессионального выгорания у педагогов.

При неполном соответствии психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО в экспертном заключении отмечают, какие именно необходимо внести изменения в деятельность ДОО, а также какие меры и мероприятия могут улучшить качество психолого-педагогических условий, например: создание условий для развития необходимых профессиональных компетентностей педагогов с помощью совершенствования методической работы в ДОО.

Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО.

Качество реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования (далее – АООП ДО) в ДОО оцениваются по следующим показателям:

  • наличие ДОО, реализующих АООП ДО;
  • соответствие АООП ДО требованиям ФГОС ДО.

Показатель «Наличие ДОО, реализующих АООП ДО» (4.1.*) определяется количеством ДОО, на официальных сайтах которых размещены АООП.

Показатель «Соответствие АООП ДО требованиям ФГОС ДО» (4.2.*) подтверждается полностью, если:

  • структура АООП ДО соответствует пункту 2.11. требований ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования, включая три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;
  • наличие в целевом разделе АООП ДО описания инструментария для проведения педагогической диагностики (система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения). (ПООП ДО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15 пункт 1.3.), (пункт 3.2.3, пункты 4.1-4.6 ФГОС ДО);
  • наличие в ДОО документов, фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности (детские портфолио, карты развития ребенка; различные    шкалы    индивидуального    развития    и    др.). (ПООП ДО /одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15 пункт 3.).

Мониторинг качества реализации АООП ДО позволит прогнозировать векторы развития муниципальных образовательных систем и принимать управленческие решения в развитии системы дошкольного образования.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика