Система оценки качества подготовки обучающихся

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся на различных уровнях обучения, выявлять проблемы в освоении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Приказ № 15 от 13.01.2020 «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования НГО СК» 

Комплекс показателей и критериев качества образования

Проект (программа) по совершенствованию муниципальной системы оценки качества подготовки обучающихся

 План мероприятий по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся в Нефтекумском городском округе

Цель:

Совершенствование управления качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.

         Задачи:

  • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования;
  • разработка и реализация единых подходов к измерению и оценке качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования муниципальной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • внедрение измерителей и технологий оценки, обеспечивающих надежную и достоверную информацию о качестве образования; - выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников;
  • выявление образовательных организаций с низкими образовательными результатами и реализация мер адресной поддержки ОО;
  • формирование системы оценки эффективности деятельности руководителей ОО;
  • обеспечение участников образовательного процесса достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования в городе

        

         Принципы

  • открытость, прозрачность, объективность процедур и механизмов оценки качества образования;
  • реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость;
  • общественное участие в процедурах оценивания;
  • научная обоснованность процедур, методов, средств оценивания.
  • повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся на различных уровнях обучения, выявлять проблемы в освоении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Муниципальная система оценки качества образования как и региональная является составляющей частью общероссийской системы. На территории Нефтекумского городского округа СК сформирована единая муниципальная система оценки качества образования (далее – МСОКО), которая позволяет вести мониторинг оценки качества образования учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе учебных предметов, школ. Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в регионе, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Оценка качества образования – процесс определения степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, обеспечения условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей с помощью диагностических и оценочных процедур. Она проводится в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, независимой оценки качества образования.

Деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:

инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты);

вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования отдела образования АНГО СК, отдельной образовательной организации Система оценки качества школьного образования в Нефтекумском городском округе является многоуровневой, включающей в себя комплекс оценочных процедур.

          Управленческие решения по результатам оценочных процедур

         Приказ об утверждении комплекса показателей и критериев качества образования Нефтекумского городского округа Ставропольского края для общеобразовательных учреждений комплекс

          Методические материалы для учителей, обучающихся, родителей

         Методические материалы

         План мероприятий («Дорожная карта») по подготовке к проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Нефтекумском городском округе в 2023 году. план



№ п/п

Наименование оценочной процедуры

Цели проведения и содержание оценки

Механизмы обеспечения объективности

Ссылки на информационные материалы

Участие Нефтекумского городского округа в федеральных исследованиях качества образования

1.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) Ежегодно

Контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам и позволяют осуществить мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В рамках ВПР осуществляется оценка уровня достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действия в учебной, познавательной и социальной практике.

1. Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий в организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком, в том числе:

обеспечение самостоятельности выполнения обучающимися заданий через ограничение в использовании средств связи и возможности взаимодействия с другими людьми;

обеспечение исправности аппаратуры, используемой при проведении оценочных процедур;

обеспечения качества раздаточных печатных материалов;

обеспечение обучающихся средствами обучения, предусмотренными порядком проведения оценочной процедуры и др.

Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

2. Разработка и утверждение школьного регламента проведения оценочных процедур (приказ по образовательной организации).

3. Разработка рекомендаций по недопущению необъективных результатов образовательной деятельности.

4. Привлечение общественных наблюдателей, фиксирующих соблюдение порядка проведения оценочных процедур. Осуществление наблюдателями  контроля за объективностью проведения оценочных процедур в общеобразвательных организациях  Ставропольского края

5. Соблюдение мер информационной безопасности в целях предотвращения преждевременного распространения содержания контрольных работ.

6. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров). Подготовка общественных наблюдателей. Выборочная проверка результатов работы экспертов.

7. Обеспечение объективности оценки работ обучающихся путем привлечения к проверке нескольких независимых экспертов (комиссионная оценка).

8. Проведение анализа результатов оценочных процедур (соотнесение результатов ВПР с текущей успеваемостью обучающихся, соотнесение результатов федеральных и региональных оценочных процедур). Сравнительный анализ результатов оценки качества образования в динамике по годам.

9. Реализация системы мер выборочной перепроверки результатов образовательных организаций, попавших в перечень «необъективных».

10. Исключение мотивации для завышения баллов участников (результаты оценочных процедур используются для выработки мер повышения качества образования, а не для ранжирования образовательных организаций и педагогов).

Нормативные документы и анализ

2.

Национальные исследования качества образования (НИКО)
Ежегодно

Оценка конкурентоспособности российского общего образования, выявление и сравнение изменений, происходящих в системе образования разных стран, анализ факторов качества образования стран-лидеров. Оценка учебных результатов обучающихся по ряду дисциплин (Биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, литература, география, физическая культура и технология и др.)

1. Контроль проведения процедур исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и региональным координатором.

2. Консультирование специалистов и экспертов, участвующих в исследовании, осуществляется федеральным организатором

3. Привлечение к работе в качестве экспертов учителей, имеющих опыт преподавания предмета не менее 3 лет, работающих в образовательных организациях, в которых не проводится исследование.

4. Не предусмотрено использование результатов исследования для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Рособрнадзора от 24.10.2014 №05-900 «Об учете результатов национальных исследований качества образования»).

5. Исследование проводится анонимно, данные об участниках в рамках исследования собираются без привязки к ФИО. Однако образовательная организация может принять решение о фиксации и хранении у себя результатов участников в привязке к ФИО для предоставления результатов родителям и выставления положительных отметок участникам, успешно справившимся с выполнением практических заданий

Нормативные документы

3.

Региональная оценка по модели PISA

Региональная оценка по модели PISA основана на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA для школ»). Процедуры организации и проведения исследования аналогичны оригинальному исследованию PISA, но позволяют проводить исследование и получать данные вне расписания международных циклов. Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018 по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической, естественнонаучной грамотностям

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателями за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

Документы и результаты PISA Нефтекумского городского округа

5.

Исследование компетенций учителей и руководителей образовательных организаций

Исследование проводится с целью апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, руководителей образовательных организаций по ряду предметных областей («География», «Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Искусство», «Технология» и др.). Исследование позволяет осуществить подготовку к введению единых принципов аттестации учителей на основе профессионального стандарта. Полученные данные и последующий анализ позволят выявить профессиональные затруднения учителей и руководителей образовательных организаций и обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих работников на основании объективных результатов их работы. Полученные данные позволят принимать объективные решения при назначении директоров образовательных организаций.

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий проведения процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком.

Контроль проведения исследования в каждом из пунктов проведения исследования назначенным организатором исследования.

Формат проведения исследования (письменно). Установление личной ответственности организаторов апробации за обеспечение указанных условий. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров).

https://обр-нефтекумск.рф/informatsionno-metodicheskij-otdel/informatsionno-metodicheskie-materialy/prikaz-oo-ango-ot-30-09-2022-goda-307-ob-organizatsii-provedeniya-monitoringa-kadrovogo-sostava-obrazovatelnykh-organizatsij-ngo

6.

Исследование предметных и методических компетенций учителей

Оценка компетенций проводится в целях апробации модели использования единых федеральных оценочных материалов при оценке предметных и методических компетенций учителей, а именно апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия»

Исследование позволяет осуществить подготовку к введению единых принципов аттестации учителей на основе профессионального стандарта. Полученные данные и последующий анализ позволят выявить профессиональные затруднения учителей и руководителей образовательных организаций и обеспечить профессиональный рост педагогических и руководящих работников на основании объективных результатов их работы.

Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий проведения процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком.

Контроль проведения исследования в каждом из пунктов проведения апробации назначенным организатором исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности организаторов апробации за обеспечение указанных условий. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров).

О проведении процедур оценки предметных и методических компетенций в 2022 году

Государственная итоговая аттестация

1.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
Ежегодно

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования. Результаты учебной деятельности обучающихся 11 классов по отдельным предметам

Обеспечение точного соблюдения правил и процедуры проведения ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/preparation/rules_procedures/

Обеспечение материально-технических и организационных условий в организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком, в  том числе организация видеонаблюдения в пунктах сдачи ЕГЭ, оснащение металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий.

Аккредитация общественных наблюдателей в места проведения итогового сочинения, государственной итоговой аттестация, региональный ситуационный центр.

Организация перепроверки итоговых сочинений (изложений) отдельных категорий обучающихся.

Осуществление контрольно-надзорных меропритяий в пунктах проведения экзаменов,  направленных на недопущение и выявление нарушений законодательство об образовании.

Анализ результатов проведения государственной итоговой аттестации (анализ «зон риска» ГИА)

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах (КИМ), используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий при организации и проведении процедуры оценивания. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на этапе подготовки к ЕГЭ.

ЕГЭ

Анализ ЕГЭ. Материалы конференции

2.

Основной государственный экзамен (ОГЭ)
Ежегодно

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся 9 классов с целью формирования индивидуальной образовательной траектории: принятие решения о продолжении обучения в старшей школе или в учреждениях среднего профессионального образования.

Четкое соблюдение разработанных Рособрнадзором методических рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

Для обеспечения информационной безопасности экзаменов по решению региона могут быть оснащены системами видеонаблюдения, металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи.

Установление личной ответственности руководителей образовательной организации за обеспечение указанных условий. К проведению ОГЭ привлекаются общественные наблюдатели.

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах (КИМ), используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.

Лица, привлекаемые к проведению ОГЭ, а в период проведения ОГЭ также лица, сдававшие ОГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.

Нормативные документы

Анализ ЕГЭ. Материалы конференции

Региональные процедуры оценки качества образования

1

Мониторинг функциональной грамотности

Цель исследования:

оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х, 7-х классов;

выявление ключевых факторов, влияющих на уровень сформированности функциональной грамотности, и оценка характера их воздействия;

определение направления совершенствования образовательного процесса, с учетом современных требований к образовательным результатам;

прогноз развития региональной системы оценки качества образования в соответствии с методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

Данное исследование проводилось по модели международного периодического сопоставительного исследования PISA и включало следующие эмпирические методы исследования: тестирование обучающихся, анкетирование обучающихся и учителей.

При разработке тестов и анкет использовались следующие рекомендации, размещенные на сайте центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:

общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы;

измерительные материалы для оценки функциональной грамотности по пяти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям;

анкеты закрытого типа, представляющие сокращенный вариант анкет международного сопоставительного исследования PISA.

По процедуре проведения:

в кабинете обязательно присутствие двух организаторов (возможен общественный наблюдатель), конфиденциальность и отсутствие конфликта интересов;

вариант работы по оценке или читательской, или математической, или естественнонаучной грамотности определялся по случайной выборке;

ответы обучающихся на тесты и вопросы анкеты вносились техническим специалистом, назначенным приказом руководителя образовательной организации, в форму excel для образовательной организации;

процедура проверки и оценки результатов проводилась на региональном уровне организацией-оператором в автоматическом режиме по специальным расчетным формам в обезличенном виде.

Результаты данной оценочной процедуры не влияют на отметку ученика и не могут использоваться для оценки работы учителей и деятельности общеобразовательных организаций.

Функциональная грамотность

2.

Региональный мониторинг качества подготовки обучающихся

Оценка качества подготовки обучающихся государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, подведомственных министерству образования Ставропольского края с целью определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ

Оценочные процедуры проводились в форме:

региональных комплексных проверочных работ во 2-х, 3-х классах;

региональных проверочных работ в 4-х классах по математике, русскому языку, окружающему миру;

региональных проверочных работ в 10-х классах по физике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку.

При проведении оценочных работ:

обеспечена конфиденциальность материалов;

присутствие при проведении работы не менее чем двух организаторов в классе (рекомендовано присутствие наблюдателей из числа родителей (законных представителей);

объективность в процессе проведения работы (исключено списывание, использование электронно–технических средств, справочных материалов, письменных записок);

ответы обучающихся проверяются комиссиями;

результаты проверки вносились техническим специалистом, назначенным приказом руководителя образовательной организации, в форму excel для образовательной организации;

оценка результатов проводилась организацией-оператором в автоматическом режиме по специальным расчетным формам в обезличенном виде.

Результаты данной оценочной процедуры не влияют на отметку ученика и не могут использоваться для оценки работы учителей и деятельности общеобразовательных организаций.

региональные документы

3.

Оценка готовности обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края к обучению в школе

Цели проведения мониторингового исследования – оценка уровня сформированности у обучающихся предпосылок к учебной деятельности на этапе адаптации, исследование индивидуально-личностных особенностей первоклассников: мотивы и стимулы обучения, проблемы адаптации и социализации, социальная стратификация первоклассников.

Направления мониторингового исследования:

- определение степени готовности первоклассников к овладению учебными навыками;

- выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, выявление проблем в его развитии;

- определение динамики развития, т.е. обучаемости ребенка, с целью выбора содержания, методов и средств обучения;

- анализ особенностей взаимоотношений первоклассника со школьным окружением, со своими близкими в кругу семьи.

Объективность оценки готовности первоклассников к обучению обусловлена следующим:

- позитивным отношением к объективной оценке участников исследования;

- процедура проводилась на генеральной выборке участников;

- оценку готовности проводили учителя, работающие с первоклассниками, в период вхождения ребенка в референтную для него общность (фаза адаптации).

Информационная справка

           



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика