Анализ воспитательной работы и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Нефтекумского городского округа за 2019-2020 учебный год
- Подробности
- Опубликовано: 20.07.2020 16:58
- Просмотров: 405
Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самосознания ребенка, формированию нравственной позиции. Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающих воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущих. Система воспитательной работы образовательных учреждений направлена на испытание каждым чувства успеха. Позитивные чувства формируют позитивное воспитательное пространство. Поэтому все элементы воспитательной работы должны работать на то, чтобы каждый ребёнок в течение года испытал чувство успеха, победы над самим собой.
Воспитательная система школы – это педагогическая концепция воспитания, охватывающая весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.
Система воспитательной работы школы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
· воспитательная работа в процессе обучения;
· внеурочная деятельность;
· внешкольная деятельность.
Концепция воспитательной системы образовательных учреждений округа выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным. Каждый педагог школ использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы образовательных учреждений округа, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирование единого воспитательного, развивающего пространства. Концепция воспитательной системы каждой образовательной организации построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ, образовательной программы и программы развития школы.
При осуществлении воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, составлении планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность, образовательное учреждение руководствуется следующим нормативно - правовым обеспечением:
• Конституцией РФ;
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
• Декларацией прав ребенка;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Законом РФ «Об общественных объединениях»;
• Уставом образовательного учреждения;
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• Программой развития воспитания детей и молодежи Нефтекумского района Ставропольского края на 2016-2020 годы»
В 2019-2020 учебном году в Нефтекумском городском округе функционировало 18 общеобразовательных учреждений и 2 учреждения дополнительного образования (отрасль «Образование»), в которых воспитывались и обучались 7762 ребенка.
Главной целью воспитательной работы образовательных учреждений является создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.
Общие задачи и принципы качественного воспитания личности ребенка, над выполнением которых образовательные учреждения округа работали в течение 2019-2020 учебного года:
· создать условия для формирования хороших межличностных отношений обучающихся, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.
· повышать социальную активность учащихся, их самостоятельность и ответственность в организации жизни детского коллектива и социума.
· создать условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
· развивать общую культуру школьников через приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям.
· воспитывать нравственные качества личности, уважение к истории Отечества, любви к своей Родине, стране, городу, к окружающей среде и природе.
· способствовать совершенствованию системы семейного воспитания, повышению ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовой и экономической защите личности ребенка образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности.
· обновление содержания работы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
· совершенствование педагогического сопровождения детских общественных творческих организаций, школьного самоуправления;
· активизация работы с одаренными детьми.
В общеобразовательных учреждениях Нефтекумского городского округа сложилась определенная система воспитательной работы, которую осуществляют заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, социальные педагоги, психологи, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Таким образом, воспитанием обучающихся заняты все педагогические работники.
Система воспитательной работы складывается и функционирует в школах на основе реализации «Программы развития воспитания детей и молодежи Нефтекумского района Ставропольского края на 2016-2020 годы». На основе Программы планируют и осуществляют воспитательную работу классные руководители, обеспечивая преемственность воспитания на разных уровнях обучения.
Планом воспитательной работы определяется цикл мероприятий, которые проводятся в общеобразовательных учреждениях в течение года.
Планирование общешкольных мероприятий осуществляется согласно планам воспитательной работы школ округа.
Педагогические коллективы школ постоянно работают над повышением эффективности воспитательного процесса на основе разработанной модели воспитательной системы. Работа ведется по следующим направлениям: правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое, ценностно-ориентированное, интеллектуальное, проектное, воспитание семейных ценностей.
Ключевая роль в организации воспитательной работы принадлежит классным руководителям. В связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты произошли изменения идей, подходов, принципов и характера воспитательной работы в каждом образовательном учреждении. Учёба классных руководителей округа осуществляется на базе каждой школы через работу методического объединения классных руководителей, учебно-методические семинары для классных руководителей общеобразовательных учреждений Нефтекумского городского округа. В текущем учебном году было проведено 3 семинара: «Профилактическая работа в школе с учащимися и семьями, находящимися в социально опасном положении», «Организационно-педагогическая работа школы в целях улучшения профессиональных компетенций классного руководителя», «Позитивное взаимодействие классного руководителя и родителей». Также были проведены 3 учебно-методических семинара для заместителей директоров по воспитательной работе школ округа: «Роль Совета отцов в укреплении связи семьи и школы в деле воспитания, обучения и профилактики негативных проявлений среди учащихся», «Задачи школьного уполномоченного по правам ребенка при организации деятельности образовательной организации по формированию личности, способной к социализации в условиях гражданского общества»,
«Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса».
Задачи работы методических объединений образовательных учреждений в основном определяются согласно проблеме, над которой работает школа.
В воспитательной работе школы сформирована система социально- значимых традиций. Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. В своей работе мы стараемся в хорошо известные праздники внести что-то новое. Изменяется схема проведения мероприятий, применяются новые технологии. Календарно-тематические планы воспитательной работы распределяется по модулям.
Значительное внимание в образовательных учреждениях округа уделяетсяпатриотическому воспитанию детей и подростков. Основы активной гражданской позиции закладываются и формируются в ходе учебного процесса и получают своё дальнейшее развитие в системе внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования. Тема патриотического воспитания «встроена» практически во все предметы общественно-гуманитарного и естественнонаучного цикла. Прежде всего, это целенаправленная работа по формированию уважения к символам нашей Родины – флагу, гимну, гербу. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы уголки символики России. На торжественных линейках исполняется гимн России, используются государственные символы и символы Ставропольского края, Нефтекумского городского округа. Такие мероприятия, как классные часы, посвящённые государственной символике, знаменательной дате вывода войск из Афганистана, Дню народного единства, Дни Памяти, Дню присоединения Крыма к России, Дню борьбы с терроризмом и экстремизмом, Дню Космонавтики и другим государственным праздникам, мероприятия ко Дню матери и дню Семьи являются традиционными и проводятся во всех образовательных учреждениях округа. Реализован план мероприятий проведения месячника оборонно-массовой, военно-патриотической и спортивной работы.
Особое место в патриотическом воспитании школьников занимали мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В год Памяти и Славы, в год 75-летия Великой Победы учащиеся образовательных учреждений Нефтекумского городского округа принимали активное участие во всероссийских, краевых и муниципальных мероприятиях.
В январе учащиеся школ в рамках краевой акции «Внуки Победы» записали 16 видеороликов со словами благодарности в адрес ветеранов Великой Отечественной войны за Великую Победу и публиковали в социальных сетях с хештегами#ВнукиПобеды2020, #Молодежь Ставрополья и др.
Традиционно в январе в Нефтекумском городском округе проходит слет патриотов районной детской общественной организации СДО «Дети Нефтекумья и краеведческая конференция «По ним курлычут журавли» (о земляках, участниках героических сражений 1945 года). В ней приняли участие 17 учащихся из 15 образовательных учреждений Нефтекумского городского округа. Юные краеведы поделились результатами своих исследований. Лучшие работы и их авторы были награждены дипломами и призами. Фотографии ветеранов войны из семейных архивов и информация об их боевом пути пополнят фонды школьных музеев.
Школьные музеи провели десятки экскурсий очных и в онлайн-режиме. В музеях были сняты видеоролики уроков мужества и размещены в социальных сетях. Пользователи сетей активно оценивали такую работу.
В муниципальном этапе краевого творческого конкурса среди детей и молодежи «Наследники Победы» приняли участие 35 учащихся школ округа в номинациях: «Рисунок» (12 работ), «Сочинение, стихотворение» (23 работы) по возрастным категориям: 12-14 лет, 15-17 лет. Для участия в краевом этапе Конкурса были направлены работы победителей муниципального этапа.
Очень насыщенным и содержательным стал месячник оборонно-массовой и военно-спортивной работы, посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Акцент был сделан на социально-значимых делах: внимание и помощь ветеранам войны, вдовам, детям войны и просто пожилым людям, нуждающимся в поддержке и заботе.
Разнообразные педагогические технологии, формы и приемы использовали педагоги, участвуя в 5-й Всероссийской информационно-агитационной акции «Есть такая профессия – Родину защищать!»: это -военно-патриотический форум, линейки памяти, героические поверки, различные конкурсы и спортивные состязания, встречи с выпускниками военных вузов России, с сотрудниками МЧС, с представителями казачества, с воинами-интернационалистами, участниками чеченских событий и выпускниками школ, прошедших службу по призыву. Во всех школах проведено обновление информации на стендах профориентации для выпускников о высших учебных заведениях Министерства обороны РФ.
Надолго останется в памяти и душах детей Всероссийская патриотическая акция «Блокадный хлеб», символом которой стал кусочек хлеба весом 125 г.
Представители региональных отделений партии «Единая Россия» и юнармейцы школ округа стали участниками Всероссийской акции «Никто не забыт, ничто не забыто». Всех ветеранов Великой Отечественной войны поздравили с Днем Защитника Отечества. Вручили цветы и подарки.
Завершена Всероссийская гражданско-патриотическая акция «Здесь живет герой». Организовано изготовление табличек с именами ветеранов Великой Отечественной войны. В преддверии праздника Великой Победы таблички прикреплены юнармейцами у входа в квартиры и дома.
Активное участие обучающиеся приняли в краевой мемориально- патриотической акции «Белые журавли». Учащиеся школ изготовили из белой бумаги в технике оригами журавликов. Гирлянды белых журавлей развешены в кабинетах, фойе, залах. Фотографии гирлянд размещены в соцсетях под хештегами #ПамятьЖуравли.
18 марта в Нефтекумском городском округе, во всех населенных пунктах состоялась высадка деревьев в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной войны (Всероссийская акция «Сад Памяти»). В акции приняли участие 1753 человека. Посажено 1431 дерево.
Итогом краевой акции «75-летию Победы – 75 добрых дел» стало создание фотоальбома с аналогичным названием. Фотоальбом отправлен на краевой конкурс.
С сентября 2019 г. мы принимаем участие во Всероссийском проекте «Памятные даты истории России» и ежемесячно предоставляем в оргкомитет сведения о проделанной работе.
Нельзя не назвать такие акции, в которых дети с удовольствием участвовали: «Лица Победы», «Голос Победы», «Окна Победы», Дорога Памяти», «Память героев» и др.
Все мероприятия были направлены на воспитание гражданина и патриота России.
Обеспечение сохранения жизни и здоровья обучающихся является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений и заключается в укреплении здоровья обучающихся и вовлечении их в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, в проведении инструктажей и обеспечении техники безопасности. В каждом образовательном учреждении проведены «Дни здоровья», «Месячник здоровья» и т.д.
Немалую роль в воспитании активной гражданской позиции, а также социализации личности играют мероприятия, направленные на формирование положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Ежегодно во всех общеобразовательных учреждениях проводится муниципальный этап акции-конкурса «Школа – территория здоровья и без наркотиков», победители участвуют в краевом этапе. В этом году округ на краевом этапе представляли победители муниципального - наркопост МКОУ СОШ №12.
Спортивно-массовые мероприятия проводятся в целях создания массового детско-юношеского физкультурно-спортивного движения под девизом «Здоровые дети – здоровая Россия», обеспечивающие формирование мотивации и привлечение к регулярной двигательной активности большинства детей и учащейся молодёжи Ставропольского края и приобщение их к физической культуре, как составному элементу общенациональной культуры.
Основными задачами являются:
· совершенствование спортивно - массовой и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время;
· укрепление здоровья подрастающего поколения, вовлечения детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
· повышение их двигательной активности, формирование у детей и подростков здорового образа жизни;
· популяризация спортивного стиля жизни детей;
· развитие и укрепление межнациональной дружбы среди учащихся, широкая пропаганда олимпийских идеалов, повышение общей культуры;
· развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», комплекса ГТО и т.д.;
· определение лучших команд и спортсменов округа для участия в краевых зональных и финальных соревнованиях.
В 2019 – 2020 учебном году методическим объединением учителей физической культуры Нефтекумского городского округа Ставропольского края осуществлялась целенаправленно работа по реализации образовательно-воспитательных задач. В общеобразовательных учреждениях Нефтекумского городского округа работают 40 штатных учителей физической культуры.
Численность занимающихся физической культурой и спортом по общеобразовательным школам (кружковая работа) составляет – 2457 человек (32%).
Важно: в будущем учебном году численность занимающихся увеличить до 33 %, а к 2022 году численность детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом достигнуть до 35 %.
Важными мероприятиями внеклассной оздоровительной физкультурно – массовой работы в школе являются дни здоровья и спортивные соревнования. Дни здоровья проводятся во всех школах не менее 2 раз в год. В них принимают участие практически 100 % учащихся, а это 7641 – 98 % от общего количества обучающихся и 132 обучающихся отнесенные к специальной медицинской группе.
В течение учебного года администрацией ДЮСШ было запланировано 42 спортивно - массовых мероприятий и соревнований по различным видам спорта среди учащихся общеобразовательных школ Нефтекумского городского округа. Так же, в каждой школе проводятся внутри школьные мероприятия по различным видам спорта (не менее 10 различных спортивно-массовых мероприятий) для отбора лучшей команды, которая будет представлять школу на районном этапе соревнований.
Регулярно в течение всего учебного года принимались нормативы Комплекса «ГТО». Также был проведен Зимний фестиваль ВФСК «ГТО» результаты представлены в сводном протоколе (протоколы прилагаются).
Кроме того в каждой школе имеется уголок физической культуры и спорта с фотографиями лучших спортсменов школы, уголки по пропаганде занятий физкультурой и спортом и профилактике вредных привычек. Систематически обновляются информационные стенды по физической культуре и ГТО.
Хочется обратить особое внимание на участие в районных спортивно – массовых мероприятиях учащихся МКОУ СОШ №8 (п. Зимняя Ставка). Руководитель этой школы игнорирует уже несколько лет все районные спортивные соревнования, ссылаясь на то, что в школе нет транспорта, нет условий для занятий физической культуры. Хотя в описательном отчёте указывают, что есть спортивный зал 18х9, спортивная, волейбольная, баскетбольная площадки, футбольное поле. А также указывают, что за весь учебный год провели 12 внутри школьных соревнований по различным видам спорта. И поэтому по итогам всех спортивно-массовых мероприятий района МКОУ СОШ №8 занимает последнее место, так как за весь год не принимали участие ни в одном мероприятии.
Кроме МКОУ СОШ №8 есть еще одна школа, которая тоже игнорировала все районные спортивные соревнования, это МКОУ ООШ №19. Ссылаясь, на то, что нет учащихся подходящих по возрастным категориям. Хотя в их школе есть дети, которые подходят по возрастным категориям на районные соревнования.
Результаты участия общеобразовательных учреждений НГО СК во Всероссийских соревнованиях школьников «Президентские состязания» представлены в таблице (таблица прилагается). В школьном этапе приняло участие 85,6 % обучающихся, муниципальный и краевой этапы были отменены из-за эпидемии короновирусной инфекции.
Также в этом году был проведён ещё один проект Всероссийских соревнований школьников «Президентские спортивные игры»: в школьном этапе приняло участие 97 % обучающихся. Муниципальный и краевой этапы были отменены из-за эпидемии короновирусной инфекции.
Ещё хочется отметить, что в этом учебном году были проведены два семинара среди учителей физической культуры (в МКОУ СОШ №7, МКОУ СОШ №14). Где были показаны мастер – классы проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школах с элементами игры в волейбол, баскетбол (со всеми разминками, правилами игры).
За 2019 – 2020 учебный год 9 обучающимся из МКОУ СОШ №7 были присвоены массовые спортивные разряды: «Легкая атлетика» спортивная дисциплина «Бег 100 м» первый юношеский спортивный разряд – Кильчакаев Арсен. По виду спорта «Баскетбол» второй юношеский спортивный разряд – Пирмухаметов Умит, Аллагулиев Алан, Магомедгаджиев Ислам, Нурмухамбетов Алим, Кильчакаев Асхан, Джапаров Магомед, Ханмухаметов Фазиль, Ханмухаметов Нурмухамет.
Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.
Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.
Школьники округа являются активными членами ряда детских организаций и движений.Районная детская общественная организация СДО «Дети Нефтекумья» состоит из 18 школьных детских общественных организаций, действующих на базе всех 18 общеобразовательных учреждений Нефтекумского городского округа. В этом учебном году в состав детской организации входят 4785 обучающихся школ городского округа, что составляет 62 % от общего количества обучающихся.организация СДО «Дети Нефтекумья» продолжила работу по программе «Край мой родной». Основные направления деятельности: «Эколог», «Лидер», «Волонтеры», «Юнкоры», «Поиск», «Межнациональное общение», «Туристы - краеведы», «ЮИД», «ДЮП», «ЮДП», «Зарница», «Школа безопасности» каждое из которых занимается определенной сферой воспитания: экологическое воспитание, патриотическое воспитание, воспитание гражданственности, нравственное воспитание, воспитание личностных качеств и самостоятельности, воспитание толерантности, пропаганда здорового образа жизни, правовое воспитание и т.д.
План работы районной детской общественной организации СДО «Дети Нефтекумья», предусматривает проведение сборов, слетов, фестивалей, конкурсов, акций, выставок, проектов и другой деятельности по всем направлениям.
Мероприятия спланированы таким образом, чтобы была возможность для привлечения наибольшего количества детей, с учетом их интересов, для реализации индивидуальных природных способностей каждого из них. Таким образом, предоставляется возможность «выхода» школьных объединений на районный уровень, что позволяет детям реализовать свои интересы, творческий потенциал; формирует навыки общественно-полезной деятельности и является дополнительным и действенным стимулом в развитии позитивного отношения к общественно-значимой деятельности. 2019-2020 учебный год отличился форматом онлайн, поэтому в течение 4 четверти и летнего периода на первый план вышли формы онлайн-коммуникаций: беседы в мессенджерах, социальных сетях, совместный просмотр с обсуждением роликов, подкастов, создание видеороликов, слайд-шоу, демонстрация собственного контента, онлайн-викторины, онлайн-конкурсы и т.д.
По итогам года, учитывая активность и результативность, лучшими ДОО стали:
1 Д/О «Планета Детства» МКОУ СОШ№3, г. Нефтекумска;
2 ДЮОО «Содружество» МКОУ СОШ№16, с. Каясула
3 Д/О «СМиД» МКОУ СОШ№2, г. Нефтекумска
4 Д/О «Россия молодая» МКОУ СОШ№10 с. Ачикулак;
5 Д/О «Радуга» МКОУ СОШ№6, п. Затеречный
В отчетном году среди общеобразовательных учреждений Нефтекумского городского округа была начата работа по открытию в них первичных отделений Российского движения школьников. Были поданы заявки от 9 школ и 1 учреждения дополнительного образования. На следующий учебный год данная работа должна быть продолжена.
В 2019-20 учебном году в Нефтекумском городском округе в образовательных школах и Центре внешкольной работы работают 19 юнармейских отрядов. Членами Всероссийского военно-патриотического общественного движения "Юнармия" в Нефтекумском городском округе в 2019-2020 учебном году стал еще 41 школьник. На 1 января 2020 года на учете в местном отделении «Юнармия» состояло 734 воспитанника. Все юнармейцы имеют личные дела в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в школе, второй - в местном отделении в г.Нефтекумске, «Центр внешкольной работы».
Все отряды работают согласно Плану местного отделения «Юнармия». Кроме этого, у каждого отряда есть своя дополнительная образовательная программа. Программы нацелены на обучение навыкам военно-прикладных видов спорта, физической подготовке, изучение истории Отечества, на патриотическое воспитание и подготовку к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации.
Мероприятия плана до марта месяца реализованы полностью, оставшиеся мероприятия до конца учебного года проведены (по возможности) в дистанционном режиме.
В течение учебного года были упущения со стороны руководителей юнармейских отрядов по вопросу оформления личных дел юнармейцев и, соответственно своевременной актуализации банка данных юнармейцев местного отделения для подачи в краевую базу данных. Следовательно, в следующем учебном году на это необходимо обратить особое внимание.
Во ВДЮОД «Школа безопасности» входят отряды юных спасателей школ округа. Всего 21 отряд юных спасателей (из них 3 – в МБУ ДО ЦВР НГО СК), всего 329 учащихся. На подготовке команд, к сожалению, сказывается у некоторых школ отсутствие или максимальный износ специального снаряжения: основные веревки, карабины, страховочные системы, спусковые устройства, ОЗК, противогазы и пр. Руководителям организаций необходимо взять это на контроль и, по возможности усилить материально-техническое оснащение отрядов юных спасателей.
Развитию творческих способностей учащихся, формированию эстетических наклонностей, выявлению и поддержке юных дарований способствуют участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, фестивалях.
В прошлом учебном году проведено более 500 мероприятий разного уровня, направленных на формирование гражданских и социальных компетентностей, нравственных качеств личности, толерантного мировоззрения, развитие творческих способностей и др. Участие воспитанников и педагогов в муниципальных, краевых, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, соревнованиях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать в себе такие качества, как волю к победе, чувство товарищества, поддержки, желания совершенствоваться, уверенности в себе.
За прошедший учебный год: 34 победителя и 51 призер краевых этапов; 146 победителей и 225 призеров Всероссийских конкурсов и олимпиад и 74 победителя и 97 призеров конкурсов и турниров Международного уровня.
В области формирования научно-исследовательского воспитания обучающихся в 2019-2020 году активизировалась работа по вовлечению ребят в научные кружки, исследовательскую работу по разным направлениям. Увеличилось количество школьников, сотрудничающих с образовательным центром «Сириус», 10 учащихся в этом году стали слушателями Краевой экологической школы при КЦЭТК г. Ставрополя. Этому способствовала также реализация проекта «Успех каждого ребенка», который имеет своей целью и профориентационную работу. Школьники Нефтекумского городского округа стали активным участниками Всероссийских конкурсов «Большие вызовы», «Большая перемена», «Таланты 21 века» и т.д. Однако, результаты конкурсов ниже, чем ожидалось. Необходимо организовать повышение квалификации педагогического состава, руководящего научными секциями в школах, по теме научно-исследовательской и проектной деятельности.
В настоящее время особое внимание уделяетсятрудовому воспитанию обучающихся. В трудовую деятельность (благоустройство школы, озеленение территории) вовлекаются практически все обучающиеся общеобразовательных учреждений. В округе действует одна УПБ и 17 ТОШ. Также на базе МКОУ СОШ №10 с. Ачикулак действует Школьное лесничество, которое по результатам своей деятельности стало призером Всероссийского конкурса школьных лесничеств. В школах в этом году также в результате реализации Всероссийского проекта «Эколята – защитники природы» организованы отряды «Эколят».
Активно в школах велась работа в рамках нового проекта «Культурный норматив школьника». С целью вовлечения детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре в образовательных учреждениях анонсирован «Культурный марафон», в рамках которого после уроков музыки, кино, театра, архитектуры дети прошли тестирование. В мероприятия Проекта вовлечены все обучающихся. В частности, обучающиеся познакомились с казачьим фольклором Ставрополья, проложили маршрут в поселок Новокумский Левокумского района, где проживают вернувшиеся из Турции более полувека назад казаки-некрасовцы и христиане-молокане, на их этнические подворья. Организовано участие в проекте «Киноуроки в школах России». Посещены различные виды учреждений культуры, как стационарные Нефтекумского городского округа, так и с выездом. Среди них рекомендованные к посещению Министерством культуры РФ Ставропольский государственный краевой театр оперетты, Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова, Ставропольский краевой театр кукол, а так же Музей-усадьба Ярошенко г. Кисловодск и др. Во время дистанционного обучения школьники посещали виртуальные музеи:
· Ставропольский государственный историко – культурный и природо – ландшафтный музей – заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве - 1050 человек
· Ставропольский краеведческий музей изобразительных искусств-357 чел.
· Музейно – выставочный комплекс «Моя страна. Моя история»-1167 чел.
· Государственный музей – заповедник М.Ю.Лермонтова - 982 чел.
· Мемориал музей – усадьбы художника Н.А.Ярошенко- 472 чел.
· Литературный музей – усадьба «Дача Шаляпина» - 253 чел.
· Государственная Третьяковская галерея- 1238 чел.
· Музей Московского Кремля - 764 чел.
В текущем учебном году в школьных детских объединениях дополнительного образования различной направленности занималось 6406 обучающихся. Во всех 18 школах действуют 283 детских объединения:
Технической направленности |
7 |
Естественнонаучной направленности |
19 |
Туристско-краеведческой направленности |
38 |
Физкультурно-спортивной направленности |
48 |
Художественной направленности |
31 |
Социально-педагогической направленности |
140 |
Во всех школах округа наибольшее количество детских объединений дополнительного образования имеют социально-педагогическую направленность (49%). В основном это детские объединения по направлениям программы районной детской общественной организации «Дети Нефтекумья»: лидеры, юнкоры, Юные инспектора движения, юные друзья полиции, дружины юных пожарных, детские объединения межнацинального общения, патриотические детские объединения и др.
17% от общего количества детских объединений - детские объединения физкультурно-спортивной направленности. Спортивные секции функционируют во всех общеобразовательных учреждениях. В МКОУ СОШ №10, МКОУ СОШ №16, МКОУ СОШ №3 секции объединены в спортивные клубы.
Детские объединения туристско-спортивной направленности составляют 13% от общего числа детских объединений дополнительного образования в школах. Среди них – детские объединения «Юный турист», туристические клубы, «Спортивный туризм», «Пешеходный туризм», «Школа безопасности», «Юный спасатель» и т.п.
Детские объединения декоративно-прикладного творчества, хореографические коллективы, хоры, вокальные группы относятся к детским объединениям художественной направленности. Таких детских объединений 10 %.
Естественнонаучную направленность дополнительного образования в школах в основном представляют экологические объединения, активы трудовых объединений школьников, учебно-производственных бригад (7% от общего числа объединений дополнительного образования).
Самое наименьшее количество представляют детские объединения технической направленности (4 %). Такие детские объединения есть только в 7 общеобразовательных учреждениях округа – МКОУ СОШ №2, МКОУ СОШ №3, МКОУ СОШ №13, МКОУ СОШ №16, МКОУ СОШ №14, МКОУ СОШ №7, МКОУ СОШ №10.
Обучающиеся ОУ имеют возможность посещать 1, 2 и более кружков в соответствии со своими интересами и пожеланиями родителей. Доля обучающихся, охваченных программами социально-педагогической направленности составляет 41 %, физкультурно-спортивной - 25 %, художественной - 14 %, естественнонаучной – 6%, туристско-краеведческой – 12%, технической – 2%.
Наиболее распространенной формой творческих объединений в школах является детское объединение, также увеличивается число секций и студий, присутствует такие формы, как мастерские, клубы и научные общества. Все группы занимаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Большинство программ являются модифицированными. Некоторые педагоги работают по типовым программам (в основном это детские объединения физкультурно-спортивной направленности). Но только 37% программ соответствуют требованиям, у остальных 63% структура не выстроена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (приложение к письму МО РФ №06-1844 от 11.12.2006 г.), «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (Министерство образования и науки РФ, 2015 г.).
Для реализации программ дополнительного образования активно используются следующие элементы инфраструктуры: кабинеты, собственные земельные участки, библиотеки, спортивные и актовые залы, компьютерные классы, музеи, мастерские и др. В общеобразовательных учреждениях МКОУ СОШ № 2, МКОУ СОШ № 3, МКОУ СОШ №10, МКОУ СОШ №16, МКОУ СОШ №14 дополнительное образование представлено всеми шести направленностями.
Образовательные учреждения слабо информируют о наличии дополнительных образовательных услуг через сайт образовательной организации.
Отчетность о реализации дополнительного образования в школах представлена анализами (отчетами) педагогов о деятельности детских объединений дополнительного образования, статистическими отчетами 1-ДОП, информацией о кружковой и внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Таким образом, по итогам мониторинга предоставления обучающимся услуг по дополнительному образованию, можно делать следующие выводы:
- количество предоставляемых услуг дает возможность обеспечить занятость обучающихся в свободное от учебы время в соответствии с разносторонними интересами и социальными запросами родителей,
- созданы условия для вовлечения в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально-неблагополучных,
- сохранены заложенные традиции системы дополнительного образования района, расширены направления услуг, позволяющие осуществить интеграцию общего и дополнительного образования обучающихся.
На основании выше изложенного рекомендуется:
Руководителям образовательных учреждений:
1. Рассмотреть возможность создания в школе детских объединений дополнительного образования всех направленностей (особое внимание обратить на технические детские объединения, естественнонаучные).
2. Обновить программно-методическое обеспечение дополнительного образования.
3. Активизировать работу по информированию о наличии дополнительных образовательных услуг через сайт образовательной организации.
Как известно, воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участниками которого обязательно является семья и школа. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Педагогический коллектив школ работал в тесном содружестве: учитель – ученик – родитель. Работа с родителями (родительские университеты, собрания) ведется в отношении следующих категорий семей:
1. семьи в возможной трудной жизненной ситуации (многодетные, малообеспеченные, социально неблагополучные, опекаемых детей, семьи группы риска, неполные)
2. семьи учащихся, состоящих на всех видах учета
3. родители всех учащихся школы
4. родители, состоящие на всех видах учета
5. лица, замещающие родителей опекаемых учащихся
В начале года по классам проведен качественный анализ семей: благополучные, неблагополучные, конфликтные. В классах проведены заседания родительского комитета, посещены квартиры учащихся, изучены семьи. Классные руководители изучали условия воспитания в семьях, в каждом классе проведено от 4 до 6 родительских собраний, даны консультации родителям на различные темы.
Современные родители не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области психологии воспитания, должна оказывать родителям помощь и поддержку – систематически проводятся общешкольные родительские собрания на тему правонарушений и асоциального поведения среди обучающихся с участием специалистов-медиков, сотрудников ГИБДД, представителей ПДН.
В текущем учебном году продолжил свою работу окружной «Родительский» университет». На заседаниях рассматривались вопросы: «Реализация на территории Нефтекумского городского округа Ставропольского края Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. Формирование правовой культуры детей и их родителей. Организация правовой помощи детям», «Семья как базовая национальная ценность российского общества. Роль отца в семье.Проблемы детско-родительских отношений. Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», Служба в армии – гражданский долг юноши. Юнармейское движение в Нефтекумском городском округе Ставропольского края. Интернет-безопасность ребенка в социальных сетях».
Особое место в профилактической работе отводится Советам отцов, которые созданы в каждом общеобразовательном учреждении. Их участие в акциях «Безопасное лето», «Безопасное детство», «Безопасность детства» дало положительный результат, поэтому в следующем учебном году необходимо рассмотреть активное участие Совета отцов и в других профилактических и просветительских мероприятиях.
В результате взаимодействия семьи и школы у ребёнка повышается интерес к учёбе, к истории и культуре родного края, расширяется культурный кругозор, появляется возможность реализовать свои творческие способности.
Работа по вышеизложенному вопросу ведется отделом образования Нефтекумского городского округа СК в соответствии с планом мероприятий и на основании федеральных и краевых нормативно-правовых документов: Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120–ФЗ), Закона Ставропольского края «Об образовании», приказов и инструктивных писем.
Основными направлениями деятельности отдела образования Нефтекумского городского округа являются:
· учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
· работа по сохранению контингента обучающихся;
· исполнение конституционного права граждан на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· выявление и учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении;
· корректировка банка данных несовершеннолетних «группы риска», детей, находящихся в социально-опасном положении, мониторинг успешности их в учебной и досуговой деятельности;
· формирование культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании;
· профилактика социального сиротства;
· организация и координация работы с детьми-инвалидами.
С этой целью:
· организовано систематическое выявление безнадзорных и беспризорных детей;
· проводятся совещания для руководителей и социальных педагогов образовательных учреждений об изменениях в законодательстве РФ и Ставропольского края в части защиты прав и интересов несовершеннолетних;
· ведется учет семей и детей, нуждающихся в помощи государства;
· контролируется работа образовательных учреждений по вопросам защиты прав детей.
Все общеобразовательные учреждения сотрудничают с КДН.
Основные направления взаимодействия с КДН и ЗП:
· проведение профилактики правонарушений;
проведение рейдов по месту жительства подростков с девиантным поведением;
· получение рекомендаций по работе с учащимися.
На конец 2019- 2020 года на всех видах профилактического учета состоят 39 несовершеннолетних в отделе образования из них:
Субъекты профилактики |
I квартал / всего 50 |
II квартал/ всего 39 |
ОДН |
12 |
12 |
КЦСОН |
6 |
3 |
Управление труда и соц .защиты |
2 |
- |
Молодежный центр |
12 |
2 |
НЦРБ |
3 |
2 |
Орган опеки |
2 |
1 |
отдел по физической культуре АНГО |
2 |
1 |
отдел культуры АНГО |
3 |
2 |
центр занятости |
2 |
1 |
Рука в руке |
17 |
13 |
Отдел образования АНГО |
16 |
26 семей состоящих на всех видах профилактического учета в отделе образования администрации Нефтекумского городского округа из них:
· КЦСОН -10
· Управление труда и соц защиты- 2
· ОДН – 7
· НЦРБ – 3
· ООАНГО – 11
Постоянные беседы с учащимися, родителями, рейды в семьи, выступление на родительских собраниях, педагогических советах, занятия с детьми, организация акций помощи для детей, нуждающихся в материальной помощи, - все это складывается в одно целое и приносит большую помощь.
Для профилактической работы с “трудными” учащимися во всех общеобразовательных учреждениях функционируют Советы по профилактике правонарушений. Заседания проводятся 1 раз в четверть, при необходимости проводятся внеочередные заседания. Согласно планам работы Совета профилактики, рассматриваются вопросы неадекватного поведения школьников на уроках и переменах, вне школы; учебная деятельность; правонарушения - кражи, драки. С целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и устранения причин, приводящих к педагогической запущенности, неуспеваемости, пропускам уроков, в школах Нефтекумского городского округа ежемесячно проходят встречи с инспекторами ОПДН.
Сегодня воспитательная работа рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Ценность воспитательной работы для детей заключается в том, что она помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил, знаний, полученных в общеобразовательной школе. Ребенок, участвуя в воспитательных мероприятиях, постигает самое главное в жизни – понимание собственного «Я».
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в поставленные задачи воспитательной работы в 2019-2020 учебном году можно считать решенными. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, цельювоспитательной работы в 2020-2021 учебном году является:
создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации гуманной, свободной, социально мобильной личности с активной гражданской позицией, способной принимать обоснованные решения, нести ответственность за их реализацию в различных областях человеческой деятельности, востребованной в современном обществе.
Планируя воспитательную работу на 2020-2021 учебный год, следует
- обратить особое внимание на реализацию преемственности между всеми ступенями воспитания;
- формировать навыки самоорганизации, самодисциплины, требовательности;
- совершенствовать организаторские способности, поощрять активность учеников;
- создать условия для творческой деятельности;
- продолжить формирование общей культуры учеников, развитие гражданственности, патриотизма, готовности к самопознанию и самоопределению трудовой деятельности;
- способствовать созданию условий для успешной реализации учебного процесса и контроля выполнения своих учебных и внеучебных обязанностей
- бережно охранять и развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся;
- способствовать развитию ученического самоуправления;
- продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков;
- максимально привлекать детей «группы риска» к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций;
- максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития;
- совершенствовать формирование эффективной системы взаимодействия «Семья и Школа – новые отношения» для создания благоприятной среды, условий для свободного развития духовно богатой личности;
- совершенствовать профессиональное мастерство классных руководителей и педагогов дополнительного образования через внедрение новых педагогических технологий, способствующих решению вопросов воспитания школьников, а также через систему курсов повышения квалификации и самообразования;
- стремиться к расширению позитивного воспитательного пространства, привлекая к решению проблем воспитания детей и подростков потенциал общественных организаций, специалистов широкого профиля, общественности;
- улучшить научно-методическое, материально-техническое оснащение дополнительного образования
В педагогической деятельности необходимо продолжить создание условий для становления и раскрытия личности ребёнка, развития и проявления его способностей, развития конкурентно - способной и социально - адаптированной личности.
Возможные пути преодоления недостатков: в нынешней сложной обстановке, когда многие ценности потеряны, а люди растеряны, нет сомнений в необходимости усиления именно воспитательной роли школы. Необходимо обучение защите от манипуляций, потому что сегодня и в интернете, и в СМИ масса опасностей манипулирования общественным сознанием, а дети должны вырастать, ставя защиту от этого. Нужно исключить формальный подход, когда, условно, воспитание любви к природе выражается в обязательном тематическом классном часе раз в год.
Общие выводы:
• В общеобразовательных учреждениях функционирует система воспитательной работы, в которой активно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса.
• Воспитательная система развивается в соответствии с общими целями и задачами ОУ, основывается на полной нормативно-правовой базе и программном обеспечении.
• Приоритетные направления воспитательной деятельности динамично развиваются.
• Образовательные учреждения проводит большую методическую работу в области воспитания детей.
Анализ деятельности классных руководителей за год показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень. Многие педагоги имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы. Это даёт свои положительные результаты.