Социальная значимость профилактических медицинских осмотров обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
- Подробности
- Просмотров: 255
Тестирование учащихся на психоактивные вещества в Нефтекумском муниципальном районе было начато еще в 2010 году. Общественность, родители (законные представители), педагоги и другие заинтересованные лица были ознакомлены с процедурой тестирования, её целями и задачами.
Многие страны уже давно законодательно практикуют обследование обучающихся на наркотики. Например, учащиеся средних школ Англии уже с 2005 года подвергаются выборочной проверке на употребление наркотиков. В результате эксперимента учащиеся стали меньше прогуливать занятия и показывают более высокие результаты на экзаменах. Во всех российских регионах иммунохроматографическое тестирование на наркотики проводится регулярно. Показателен, в частности, опыт Татарстана. Сначала пробному тестированию подверглись около 800 старшеклассников. Затем специалисты разработали критерии «формирования контингента учащихся, подлежащих профилактическим наркологическим осмотрам», чтобы выявить «группы риска».
Уже несколько лет призывников на сборных пунктах выборочно исследуют специальными иммунохроматографическими экспресс-тестами. При поступлении в учебные заведения военного профиля такое исследование является обязательным. В Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны считают, что благодаря этому значительно сократилось число наркоманов в вооружённых силах страны.
Основными преимуществами использования иммунохроматографических тест-полосок являются:
1. Простота и удобство – позволяет получить результат без оборудования и специальных навыков.
2. Надежность – достоверность тестов достигает 92-99,8%, при этом каждый тест имеет встроенный внутренний контроль.
3. Экономичность – минимальные затраты на приобретение теста и экономия времени на проведение обследования.
4. Независимость – не требует предварительной медицинской консультации и рецепта врача.
Тестирование обучающихся общеобразовательных организаций направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм первичной профилактики наркомании. Проводится силами медицинских работников государственных учреждений здравоохранения наркологического профиля и специалистами наркологических кабинетов муниципальных учреждений здравоохранения в тесном сотрудничестве с педагогическими работниками общеобразовательных организаций.
Раннее профилактическое вмешательство в наркологии - активное выявление лиц с факторами риска наркологических заболеваний, а также потребителей ПАВ с начальными признаками формирования зависимости, и своевременное оказание им адресной дифференцированной психологической и медицинской помощи в целях предупреждения развития наркологической патологии.
Задачи раннего профилактического вмешательства
- Своевременное выявление факторов риска
- Раннее выявление скрытых форм наркотизации
- Формирование мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью
- Своевременное оказание наркологической помощи несовершеннолетним лицам, их семьям и близким родственникам
- Осуществление мониторинга локальной наркоситуации в школьных коллективах
- Корректировка профилактической антинаркотической работы в школьных коллективах
В последнее время нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до 11–12 лет. Для родителей тестирование - это шанс вовремя, до наступления сформированной зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с бедой.
Алгоритм проведения тестирования обучающихся на наркотические, психотропные и другие токсические вещества
Этапы проведения тестирования учащихся:
- подготовительный (предтестовый),
- диагностический (тестовый),
- послетестовый (коррекционный).
Задачи организаторов
Образование:
- Определить ответственных и координаторов
- Определить контингент и количество тестируемых обучающихся
- Информировать участников по вопросам проведения тестирования
- Организовать сбор согласий от родителей (законных представителей)
- Обеспечить соблюдение режима информационной безопасности
- Обеспечить подтверждение личности обучающихся при проведении процедуры тестирования
- Предоставить сведения о группе лиц, подлежащих тестированию (списки обучающихся по классам, бланки согласий/отказов, итоговые таблицы) исполнителю
- В соответствии с полученными результатами организовать коррекцию профилактических программ для обучающихся, направленных на формирование здорового образа жизни и профилактики рискованного поведения
Здравоохранение:
- Определить ответственных и координаторов
- Обеспечить соблюдение режима информационной безопасности
- Обеспечить подтверждение результатов химико-токсикологических исследований (ХТЛ)
- Предоставить справки об общих результатах тестирования
- Сообщить родителям (законным представителям) о необходимости консультации у врача психиатра-нарколога по результатам тестирования
Разработан алгоритм проведения тестирования учащихся на наркотики и другие психоактивные вещества.
Руководители общеобразовательных организаций самостоятельно определяют классы для проведения тестирования (с 7-ого по 11-е классы). На этом же этапе проводятся информационно-разъяснительные мероприятия для обучающихся, их родителей (законных представителей) по вопросам проведения тестирования как метода раннего выявления употребления психоактивных веществ. В мероприятиях могут принимать участие сотрудники медицинских учреждений, задействованных в проведении тестирования. Обучающимся образовательных организаций и их родителям (законным представителям) подробно и в доступной для них форме разъясняется цель, порядок проведения тестирования. Осуществляется сбор бланков добровольного информированного согласия/отказа родителя (законного представителя) на проведение тестирования. Образовательному учреждению важно обеспечить 100% сбор бланков информированного согласия или отказа. Каждый родитель должен высказать свою позицию: либо «да», либо «нет». На этом же этапе готовятся списки учащихся, подлежащих тестированию для предоставления их исполнителю (медицинским работникам). Помимо этих списков, образовательное учреждение обобщает полученные в ходе предварительной работы данные и предоставляет весь пакет документов (бланки информированного согласия родителей; списки учащихся, подлежащих тестированию) исполнителю мероприятия (специалистам наркологического кабинета).
Процедура тестирования будет осуществляться только при наличии добровольного информированного согласия родителей (законных представителей). Перед проведением тестирования проводится медицинский осмотр, у обучающегося берётся согласие на процедуру тестирования и до него доводится порядок предоставления результата.
Послетестовый (коррекционный) этап предполагает анализ полученных данных, обобщение их в форму отчётов, корректировку профилактических программ, индивидуальную профилактическую работу с группой риска, выявленных в ходе тестирования.
Вся информация от исполнителя процедуры тестирования (медиков) субъектам профилактики (комиссия по делам несовершеннолетних, антинаркотическая комиссия, отдел образования и т. д.) предоставляется только в обезличенном и обобщённом варианте – в виде цифр, без указания персональных данных. Каждое общеобразовательная организация получает обезличенную информацию только по своему учреждению – для оценки наркоситуации в своём учебном заведении и усовершенствования в нём системы профилактических мер. Вся персональная информация остаётся только у медицинских работников. В случае необходимости (обнаружения факта употребления психоактивного вещества несовершеннолетним; отказа подростка от участия в тестировании при наличии согласия законного представителя; невозможности забора мочи на анализ) информация доводится до родителя. Родителю (законному представителю) предлагается обратиться на консультацию к специалисту для уточнения и отслеживания ситуации. В таких случаях (при самостоятельном обращении) подросток на учёт не ставится, а наблюдается в группе риска по приобщению к употреблению психоактивных веществ 6 месяцев. В течение этого времени подросток и его семья имеют возможность получения всех необходимых медицинских и медико-психологических услуг на бюджетной основе. По истечению полугода он либо выводится из группы риска, либо переводится в группу профилактического наблюдения (в случае установления повторных фактов употребления ПАВ). При этом, в соответствии с законом о врачебной тайне и других нормативных актов из наркологического учреждения в правоохранительные органы какая-либо информация, связанная с процедурой самообращения не передаётся.
При проведении скрининга не исключено получение ложноположительного результата. Поэтому в соответствии с нормативной базой по медицинскому освидетельствованию проводится обязательное его подтверждение средствами специального контроля в условиях химико-токсикологической лаборатории (выявляется конкретное психоактивное вещество и его концентрация).
Конституция и международные акты о правах человека не предусматривают обязанности граждан заботиться о своем здоровье, в силу чего такая забота «не может обеспечиваться мерами принудительного характера». Такую правовую позицию закрепил Комитет конституционного надзора СССР в Заключении от 25 октября 1990 года. Поскольку такой обязанности нет ни в действовавшей тогда, ни в действующей сейчас Конституции, это решение, при всей непопулярности такого подхода, сохраняет правовую силу. Во-первых, тестирование – акт добровольный. В период подготовки к процедуре тестирования с родителей или других законных представителей учащегося берётся добровольное согласие – документ, имеющий юридическую силу в течение определённого срока (на учебный год). Если учащемуся исполнилось 15 лет, то и он также подписывает документ о добровольном согласии. При отсутствии одного из этих документов медицинский работник процедуру тестирования не проводит, не имеет права. Таким образом, никакого нарушения закона не происходит. И наше население, детское (от 15 лет) и взрослое, по-прежнему имеет право распоряжаться своим здоровьем как ему угодно, ответственно перед самим собой и обществом или безответственно.
Нравственные аргументы против участия детей и подростков в тестировании:
1. Поскольку большинство школьников никак не связано с наркотиками, повальное тестирование будет иметь развращающее влияние на позитивное большинство. Произойдет ментальная легализация потребления наркотиков в подростковом сознании. Все обучающиеся в силу особенностей подросткового возраста относятся к группе риска по приобщению к употреблению наркотических веществ, определённая часть имеет знакомых и даже друзей, употребляющих наркотические вещества. Разговоры о том, что наши дети ничего не знают о существовании наркотиков, о тех проблемах, которые они несут, не согласуются с результатами социально-психологических опросов, периодически проводимых среди этой целевой группы. Нет никакого основания для заявленного утверждения и, тем более, нет никаких проведённых научных исследований, его доказывающих. Наоборот, «ментальная» легализация наркотиков в нашем обществе происходит благодаря доступности и безнаказанности за употребление наркотических средств. Введение тестирования – дополнительный дисциплинирующий фактор для несовершеннолетних. Другое дело, что при разработке и внедрении социально-психологического опросника, сопровождающее тестирование, должен быть исключён момент насаждения ненужной «наркоманической грамотности».
2. Декларируемые конфиденциальность результатов и отсутствие юридических последствий провокационно создадут у детей ложную уверенность в безопасности и ненаказуемости экспериментов с наркотиками, что, прежде всего, увеличит риски столкновения с репрессивной системой. Странное утверждение. Можно сказать – нелепое. Полное нарушение причинно-следственных связей. И в итоге: «конфиденциальность» – это плохо. И с ней плохо и без неё. А так как соблюдение конфиденциальности – это основное требование системы, значит и сама по себе система – порочна. Манипуляция общественным сознанием. Во-первых, конфиденциальность не декларируется. Конфиденциальность исполняется. За нарушение её наступает ответственность. Каждый медик это знает. Во-вторых, в наркологической практике, как ни в какой другой отрасли медицины, именно конфиденциальность позволяет выстраивать более доверительные отношения с теми, кто только начал употреблять психоактивные вещества и с теми, кто уже давно в проблеме. И, соответственно, повышает шансы на здоровье. Современная нормативная база позволяет защищать право посетителей и пациентов наркологических учреждений на соблюдение врачебной тайны. И с учётом этого права выстраиваются все межведомственные взаимодействия. Только сам человек своим поведением определяет ситуацию столкновения с какими-либо «репрессиями». Перекладывать ответственность за своё поведение на кого-либо другого, в том числе на медицину,- позиция незрелой, инфантильной личности. Взятие ответственности за своё здоровье и свою судьбу на себя и умение пользоваться ресурсами общества для этого – залог успешной жизни и процветания. Как в плане отдельного человека, так и общества в целом. Но некоторым манипуляторам общественным сознанием, очевидно, совсем этого не хочется.
3. Применительно к несовершеннолетним заявляется, что условием тестирования будет служить согласие родителей. Тем самым родители, осознающие унизительность и бессмысленность этой процедуры, оказываются перед выбором между собственным принципиальным отказом и его последствиями для ребенка. Процедура тестирования имеет смысл и оправдана на этапе втягивания подростка в наркотизацию. Подчас родители о такой угрозе даже не догадываются. В таком случае у родителей появляется шанс узнать о проблемах ребенка и вовремя помочь ему справиться с бедой. Это положение дел полностью согласуется с имеющейся нормативной базой в контексте реализации права ребёнка на здоровье и здоровое окружение. «Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка» («Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года 124-ФЗ). Основная установка родителя в этом случае: «Доверяю ребёнку - даю согласие на тестирование». Если родитель знает или не исключает того, что его ребёнок употребляет наркотики, то в соответствии с вышеуказанной нормой закона, он может помочь ребёнку реализовать его право на здоровье путём самостоятельного обращения к наркологу на консультацию. Проведение тестирования в учебном заведении может стать поводом для принятия такого решения.
4. Организация тестирования неизбежно ложится на общеобразовательные организации, что ставит педагогов в сложное положение. В соответствии с Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (от 05.09.2011 г.) организация и проведение первичной профилактики наркологических заболеваний является задачей специалистов образовательных учреждений. Тестирование позволяет активизировать первичную профилактику в общеобразовательной организации и внести необходимые коррективы в профилактические программы. При возникновении каких-либо вопросов и затруднений в этой работе специалисты образования могут получить необходимую консультацию у координаторов проведения тестирования, других субъектов профилактики зависимого от ПАВ поведения.
5. Фиктивный характер тестирования очевиден. Тем самым дети воспитываются в духе покорности государственной вседозволенности. Исходя из вышеизложенной информации становится ясно, что тестирование не является фиктивной процедурой, позволяет решить ряд существенных проблем. При желании педагоги и родители могут организовать информационную подачу процедуры тестирования в направлении формирования ответственного отношения к своему здоровью.
Антинаркотические аргументы против тестирования:
1. «Раннее выявление», которым мотивирована инициатива, при отсутствии реальной медицинской и социально-реабилитационной помощи выявленным, приведет к результату, обратному ожидаемому. Подростки будут подвергнуты стигматизации и дискриминации, что увеличит вероятность их сползания в наркоманию и криминальную среду. В данном аргументе используется манипулятивный способ переноса клише «стигматизация», «дискриминация», связанных с наркотиком, наркоманией на саму процедуру тестирования, направленную на предотвращение развития заболевания. Стигматизация, стигма (stigma, лат.), - означает: признак, клеймо позора, открытая рана. Пациенты, страдающие психическими, в том числе наркологическими, расстройствами, обладают рядом отличительных признаков – внешних, поведенческих. Заболевание проявляет себя в виде определённой симптоматики. Симптомы – это стигмы, признаки заболевания. В средневековой медицине стигматизация имела в большей степени медицинский смысл. В современном мире стигматизация приобрела социальный характер. Явление это сложное. В основе её - общественное мнение, распространённые стереотипы. Стереотипы в обществе необходимы для его функционирования, существования. Общественное мнение призвано и обязано поощрять определенные приемлемые модели поведения и «не подкреплять» неприемлемые. Ритуалы отвержения тех, чьё поведение неприемлемо, призваны обеспечить безопасность общества. Общественное мнение, представления людей не являются просто знаниями, они сцеплены с идеологическими, мистическими, религиозными представлениями, а также с эмоциями (в случае болезней - это разного рода страхи). Меняются они крайне медленно, и этот факт обусловливает устойчивость стигматизации. Но на этот процесс можно и необходимо планомерно воздействовать. Стигматизация продолжает существовать только благодаря невежеству общества, недостаточной популяризации достоверной информации. Необходимо работать с общественным мнением, повышать уровень информированности населения – основного оружия в борьбе со стигматизацией, в преодолении страхов и предрассудков, неадекватного представления о проблемах и путях их решения. До сих пор в обществе бытует мнение, что обращение в наркологическую службу является своеобразной стигмой, «меткой», «клеймом». Это приводит зачастую к позднему обращению за медицинской помощью. На сегодняшний день позиция здравоохранения вообще, и в наркологии в частности, базируется на раннем профилактическом вмешательстве - активном выявлении лиц с факторами риска заболеваний для своевременного оказания им адресной дифференцированной психологической и медицинской помощи, для предупреждения развития патологии. «Раннее выявление» направлено на предупреждение развития заболевания и связанными с ним стигматизацией и дискриминацией. Надеемся, что информация, изложенная в рамках этого документа, будет иметь влияние на общественное мнение, повысит уровень информированности, поможет преодолеть необоснованные страхи, связанные с организацией и проведением тестирования учащихся на наркотики.
2. Большую часть выявленных обучающихся составляют не системные потребители, а подростки, допускающие эпизодическое, экспериментальное употребление каннабиноидов и амфетаминов. Предрешённость перехода с легких наркотиков на тяжелые сильно преувеличена. В основном интерес к запрещенным психоактивным веществам преодолевается с возрастом, подавляющее большинство «пробовавших» становятся законопослушными гражданами. Их выявление при тестировании приведет к постановке на наркоучет и к конфликту с законом, а главное – к их клеймению как наркоманов. Во-первых, переход с «лёгких» наркотиков на «тяжёлые» не преувеличен. Он существует. Это доказывает медицинская практика. Во-вторых, следует переориентировать понятие: «лёгкий» на понятие: «наркотик для начинающих». Любой наркотик вмешивается в процесс формирования системы ценностей, что особенно актуально в подростковом периоде, меняет внутри человека представления о добре и зле, приводит к потере смысла жизни. «Наркотик для начинающих» - ступенька по лестнице, ведущей вниз. Недооценка его роли в формировании зависимого поведения является признаком некомпетентности в вопросах профилактики наркологических заболеваний и легкомысленного отношения к жизни. Все психоактивные вещества, в том числе алкоголь и табак, оказывают влияние на протекание физиологических процессов головного мозга, особенно развивающегося организма. Даже эпизодическое употребление детьми и подростками разрешённых к обороту в обществе психоактивных веществ, не говоря уже о запрещённых, оставляет органический след в организме и может запустить механизм наследственной предрасположенности.
3. Массовое тестирование отвлечет силы и средства на профилактику и ухудшит качество наркологической помощи, без того финансируемой по остаточному принципу. Давно известно, что лучшее лечение – это профилактика. Затраты на неё многократно окупаются. Но не сразу. Существует некоторый временной разрыв между вложением и получением результата. Кроме того, система профилактики требует значительно меньше средств, чем система лечения и реабилитации. «Скупой платит дважды». Экономия на предупреждении какой-либо социальной проблемы приводит в дальнейшем к необходимости значительно больших вложений для её решения.
Чем раньше мы выявим наркопотребление у своих детей, тем легче будет предотвратить развитие наркомании!