ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Финансовая грамотность

4. Естественнонаучная грамотность

5. Банк заданий для начальной школы

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

1. Функциональная грамотность для педагога.

2. Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.

3. Рекомендации по формированию читательской грамотности

4. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

5. Методические рекомендации для учителей и родителей

6.Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности (разработано МОиН Самарской области).

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Московский центр качества образования

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Полезные ресурсы

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий.

Ссылка

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Ссылка

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

Ссылка

Приказ ОО АНГО от 06.05.2022г. №158 «О результатах комплексной региональной проверочной работы в 3-х классах общеобразовательных организаций  НГО в 2021/22 уч. году»

Приказ ОО АНГО от 06.05.2022г. №158 «О результатах комплексной региональной проверочной работы в 3-х классах общеобразовательных организаций  НГО в 2021/22 уч. году». Скачать (формат - .pdf)

Аналитическая справка «Оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций  НГО»

Аналитическая справка «Оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций  НГО». Скачать (формат - .pdf)

Приказ ОО АНГО от 05.05.2022г. №157 «Об оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций  НГО в 2021/22 уч. году»

Приказ ОО АНГО от 05.05.2022г. №157 «Об оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций  НГО в 2021/22 уч. году». Скачать (формат - .pdf)

Формирование функциональной грамотности учащихся

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.

В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  5. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  6. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.

Например, метод дискуссий, можно вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.

Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.

План  мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности функциональной грамотности обучающихся

План  мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности функциональной грамотности обучающихся. Скачать (формат - .pdf)

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика